В начале 1986 года Вадим Кузьмин (будущий "Чёрный Лукич") работал
инженером на новосибирском заводе "Сибсельмаш", выпускающем снаряды, а
его институтский приятель Роник Вахидов - на заводе им.Чкалова,
выпускающем самолеты. Они и стали организаторами группы "Спинки мента".
Затем к ним присоединились Дюпре на бас гитару и Андрей Буданов на
барабанах. Группа сделала программу, но до записи дело никак не
доходило. Вместе с группами "Бомж" и "Путти", "Спинки Мента" входили во
фракцию панк-рока новосибирского рок-клуба, президентом которого в то
время был Валерий Мурзин. Но в отличие от прочих групп у них ничего
кроме энтузиазма и огромного желания играть не было - ни инструментов,
ни репетиционной точки. Играли в основном по квартирам друзей.
"Ребята из группы "Бомж", - вспоминает Дима, - рассказали, что в Омске
есть наши братья... Такой Егор Летов, который поет песню: "Старый
дедушка тихо плачет...". Потом оказалось, что это песня не Летова, а
Кузи Уо. Ну в общем так или иначе мы о них узнали." Весной 1987 года на
первый Новосибирский рок-фестиваль прибыла шумная компания омичей - Эжен
и Бэбик Лищенко (группа "Пик-Клаксон") с проектом "Адольф Гитлер". Кроме
братьев Лищенко в нем принимали участие Егор Летов в качестве
барабанщика и вокалиста и Олег Судаков в роли менеджера. Именно на этом
фестивале к Олегу пристало имя Манагер. Омичи произвели впечатление
людей очень энергичных. Они уже успели выпустить несколько альбомов. А в
Новосибирске обстановка была вялая: несмотря на существование групп
ничего не воплощалось. Сразу после фестиваля Дима Кузьмин, Янка
Дягилева, Ирка Летяева, Костя Рублев, Женя Данилов и другие новосибирцы
поехали в Омск. На квартире братьев Лищенко они записали акустику,
попели там-сям и разъехалась по домам. Чере з некоторое время Дима
вместе с Мишей Поздняковым снова посетили Омск и пытались организовать у
Егора группу "Комитет Государственной Опасности", но в статусе этой
группы им удалось записать всего одну песню.
Вскоре после поездки в Омск Диме из-за семейных неурядиц пришлось
покинуть родительский очаг и отправиться путешествовать по стране. Он
поехал вМоскву, потом стопом в Питер, Таллинн, Ригу пожил на Гауе, а
затем решил наведаться в Крым на Семфиропольский фестиваль. Там он
встретил Егора, который предложил записать у него в Омске все песни,
накопившиеся за это время, включая самые ранние.
В результате трехдневного ураганного творчества в 1988 году на свет
появилось три альбома. Их в полной мере характеризует высказывание
Е.Летова: "...это просто МАНИФЕСТ шального, бунтарского, незримого и
необозримого, безобразно-крамольного воинства. Изобилие больной и
перекошенной психоделии, наивного, незамысловатого панка и просто -
хороших песенок." Альбом старых песен "Эрекция лейтенанта Киреева" вышел
под маркой "Спинок мента", а два дальнейших - "Кучи в ночи" и "Кончились
патроны" - уже под "Чёрным Лукичём". В одном из интервью Дима рассказал,
как появилось это название: "Сначала была песня про Чёрного Лукича" -
"Мы из Кронштадта". Тогда мы писались с Егором и Кузей Уо как одна
группа и порешили, что "Спинки мента" не шибко серьезное название, надо
его как-то осерьезнить." Казалось, группу ждет большое сотрудничество,
но их пути разошлись.
Лукич удалился в Юргу и сочинял песни. Он работал старшим лаборантом в
машиностроительном техникуме и создал там группу "Передний край", в
которой активного участия не принимал, а только помогал с аранжировками.
ВЮргу к нему приехал Дима Селиванов, в Новосибирске человек очень
известный В 1984 году он был одним из основателей группы "Калинов мост",
в 1985 - участвовал в создании группы "Путти". Лукич и Селиванов решили
сделать совместную группу. Осенью 1988 года Селиванов собрал команду
"Промышленная Архитектура". Лукич вместе с Селивановым делали для нее
тексты и параллельно у него существовало несколько проектов. 22 апреля
1989 года Димы Селиванова не стало. Через два месяца Лукич предложил
себя "Промышленной архитектуре" в качестве гитариста. Бывшая
"Промышленная архитектура" в составе Димы Кузьмина, Олега Чеховского,
Евгения Скуковский и Рената Вахидова решила делать свои вещи и поменяла
название на "Мужской танец".Под этим именем они записали три альбома.
Концертов не давали, а были чисто студ ийным коллективом. В 1990 году по
итогам опроса новосибирского радио "Мужской танец" признали лучшей
командой Новосибирска.
В 1991 году на новосибирской "Интернеделе" Андрей Бурлака предложил
"Мужскому танцу" выпустить пластинку на ленинградском филиале фигмы
"Мелодия". Дело зашло давольно далеко, были подготовленны запись и
обложка, предполагаемая пластинка уже имела индекс в каталоге "Мелодии",
но начались финансовые проблемы. Пластинка так и не вышла. У музыкантов
наступило разочарование и группа распалась. Дима остался один и пытался
записываться в аккустике.
Пути Е.Летова и Черного Лукича вновь пересеклись осенью 1994 года.
Возник проект альбома, посвященного героическим защитникам Белого Дома
"Они сражались за Родину", куда должны были войти песни Летова, Манагера,
Ромыча Неумоева и Черного Лукича. Но и этому проекту, так же из-за
финансовых трудностей, не суждено было воплотиться в жизнь. Летов
предложил включить в новый альбом "Гражданской Обороны" несколько песен
Лукича. Причем часть из них должен был петь Егор, а часть сам Лукич. Но
потом было решено, поскольку это все-таки альбом "ГО", оставить только
песни в исполнении Летова. (Песня "Мы идем в тишине" под названием
"Далеко бежит дорога (впереди веселья много)" вошла в альбом ГО
"Солнцеворот", а "В Ленинских Горах" - в альбом "ГО" "Невыносимая
легкость бытия").
В конце декабря на "Русском прорыве" (совместные концерты "Гражданской
Обороны", "Инструкции по выживанию" и "Родины") Лукич тесно общается с
тюменскими музыкантами - Игорем Жевтуном, Аркашей Кузнецовым, Сашей
Андрюшкиным и Женей Кокориным. Они решают записываться вместе. В феврале
1995 года Лукич с Олегом Манагером приезжает в Тюмень, где записывает
альбом "Ледяные каблуки", в который вошли совсем новые песни ("Проданная
девушка", "Суровая нить") и уже общепризнанные хиты ("Вечная страна",
"Кончились патроны"). Несмотря на большое желание работать с тюменскими
музыкантами, Дима понимает, что ему необходимо собирать собственную
команду.
По возвращении в Новосибирск он записывает сразу два альбома: "Будет
весело и страшно" и "Девочка и рысь". "Будет весело и страшно" почти
полностью дублирует "Ледяные каблуки", но песни исполняются в
акустическом варианте. Работать над альбомом "Девочка и рысь" Диме
помогал Евгений Каргополов. По его словам это альбом внутренних личных
песен. На кассете стоит пометка: "Группа "Чёрный Лукич" входит в
объединение независимых музыкантов "Тихий театр" (г.Новосибирск) и
является частью движения "Планетарное искусство: место действия -
Сибирь".
В 1996 году группа в составе Димы Кузьмина и Евгения Каргополова
начинает концертную деятельность. Они выступают в клубах и даже на
квартирах. С одного киевского квартирника, который состоялся в марте
1996 года была выпущена кассета "Дорога жизни". "Чёрный Лукич" принимает
участие в летних концертах, приуроченных к предвыборной кампании
президента РФ. В Москве, Питере, Твери и Саратове они агитируют за
коммунистов. А осенью выступает на фестивале в Горноалтайске.
В 1997 году Дима собирает новый состав - "Черный Лукич" и группа
"Тайга". Эта команда дебютировала в ноябре 1997 года на концерте,
посвященном памяти трагически погибшего тюменского музыканта Дмитрия
Колоколова, который состоялся в Новосибирске.
|